О проекте планировки г. Хабаровска в свете перспектив градостроительного освоения левобережья и островов Амура

Авторы: Николаев А.П., Николаев Д.А. Материалы 4-й Всероссийской конференции
"Градостроительство и планирование территориального развития России", Калининград, 19-22 июля 2006 г.

В 2006 г. Институтом урбанистики (г. Санкт-Петербург) предложен проект "Корректировки генерального плана города Хабаровска", который открывает новые возможности развития г. Хабаровска (рис. 1). В настоящей работе предложены идеи, которые могут помочь реализовать эти возможности. Перспективы развития городского строительства в проекте Института урбанистики связываются с сокращением территорий, занимаемых промышленными и коммунально-складскими организации, военными объектами и "коллективными садами". Этот естественный способ перепланировки территории имеет свои плюсы и минусы. Уплотнительная застройка - это современная тенденция, направленная на более эффективное использование городских территорий. При этом появляется возможность размещения на высвобождаемой территории не только жилых и административных зданий, но и парков, объектов культуры, науки, спорта и т.д. Появляется возможность создания локальных центров города, а не ограничиваться развитием только исторического центра. При этом новые центры приобретают свое культурное значение и становятся все более и более привлекательным и разнообразным.

Рис. 1. Проектное предложение Института урбанистики.

Проектное предложение Института урбанистики

Минусы связаны с тем, что в условиях, когда практически все предполагаемые к изменению статуса территории уже имеют частных собственников, их высвобождение будет связано со значительными компенсационными выплатами. Особенно проблемными будут являться так называемые "коллективные сады", занятые мелкими дачными участками, находящимися в собственности граждан по действующему законодательству. Предполагаемое высвобождение этих территорий под градостроительное освоение если и будет возможно вообще, то будет связано с препятствиями со стороны нынешних владельцев и завышенными требованиями по компенсации. Кроме того, застройка территорий, занимаемых в настоящее время промышленными и коммунально-складскими организации, военными объектами, будет связана со значительными затратами на их рекультивацию, т.к. эти территории, как правило, загрязнены на значительную глубину экологически опасными химическими и органическими веществами. Особый интерес в проекте корректировки генплана г. Хабаровска (Институт урбанистики) представляет информация о двух вариантах обхода г. Хабаровска автомобильной и железной дорогами (рис. 2).

Первый вариант - обход города транзитными автомобильной и железной дорогами с западной стороны - через Большой Уссурийский остров. Возможность создания такой трассы обсуждается в г. Хабаровске много десятилетий и благодаря проекту Института урбанистики наконец-то может получить развитие. Обходной транзитный транспортный коридор выгоден Хабаровску тем, что выводит далеко за город все нарастающий поток транспорта и грузов. Это уменьшает экологическое напряжение на территории города, что снижает величину потерь при возможных транспортных авариях, и, главное, сокращает транзитную трассу.

Второй вариант обхода - трасса с севера и с востока связана с существенным удлинением объездной дороги (более чем на 100 км). Предусматриваемая этим вариантом новая дорога будет находиться на значительном удалении от города и проходит по заболоченному левобережью Амура, которая в обозримые сроки вряд ли получит развитие.

Рис. 2.

Варианты трасс обхода г. Хабаровска

Первый (западный) вариант совмещенной обходной трассы предполагает строительство совмещенных мостов через реку Амур и Амурскую протоку с прокладкой железнодорожного и автодорожного полотна в разных уровнях или параллельно друг другу. Именно это строительство мостов открывает блестящие перспективы для дальнейшего градостроительного развития город Хабаровска - через строительное освоение острова Большой Уссурийский.

Хабаровск имеет выгодное географическое положение и высокий административный статус "двойной" столицы - Хабаровского края и Дальневосточного федерального округа. В этом месте сходятся интересы двух субъектов федерации - Хабаровского края и Еврейской автономной области. После решения всех пограничных проблем с Китайской Народной Республикой территория на слиянии Амура и Уссури является перспективной зоной интенсивного экономического развития, международного сотрудничества и имеет шансы превратиться в Золотой Треугольник. В связи с этим в ближайшие десятилетия ожидается превращение г. Хабаровска в крупный административный, торгово-промышленный, культурно- научный центр и крупнейший транспортный узел. В связи с этим его градостроительное развитие, безусловно, будет следовать тенденции развития крупных мегаполисов. Одним из следствий этого будет являться неизбежное пространственное разделение многоэтажной и малоэтажной (коттеджной) застройки. Для Хабаровска наиболее перспективными территориями для нового градостроительного освоения являются левобережная территория от с. Владимировка до пос. Приамурский, острова Кабельный (включая все пространство от протоки Пемзенская до главного русла Амура) и Большой Уссурийский остров (рис. 3).

Левобережная территория от с. Владимировка до пос. Приамурский, административно принадлежащая Еврейской автономной области, еще в конце 80-х годов прошлого века была выделена под размещение водозабора подземных вод для водоснабжения г. Хабаровска. В современных условиях уже очевидна ошибочность передачи этого земельного участка под водозабор - его водохранная зона в случае его создания полностью исключает перспективную для развития ЕАО территорию площадью более 50 км2. В современных условиях экономическая выгода для ЕАО от платежей за пользование недрами при эксплуатации водозабора подземных вод на этой территории является совершенно незначительной по сравнению с размещением на той же территории района городской застройки.

Варианты трасс обхода г. Хабаровска

Рис. 3. Планировка территории перспективного развития г. Хабаровска и восточной части Еврейской автономной области.

I - многоэтажная застройка, II - одноэтажная застройка с участками, III - промзона, IV - зона объектов свободной торговли и высокотехнологичного производства. 1 - международный судоходный канал "Шершиха", 2 - международный речной порт, 3 - совмещенный автомобильно-железнодорожный мост, 4 - дамба-дорога.

Территория острова Кабельный (включая все пространство от протоки Пемзенская до главного русла Амура) уже много десятилетий рассматривалась как наиболее перспективная для первоочередного градостроительного развития Хабаровска. В свое время при обосновании инвестиций для модернизации железнодорожного моста через Амур путем совмещения с ним автомобильного перехода, в качестве одного из основных доводов приводили именно перспективы строительного освоения левобережных территорий Амура. Точно также в последующем при обосновании перекрытия проток Пемзенская и Бешеная, укрепления левого берега Амура, в числе важнейших доводов также приводились перспективы строительного освоения острова Кабельный.

Предложение Института урбанистики по созданию западной обходной дороги через Большой Уссурийский остров является исключительно важным и плодотворным, т.к. это открывает перспективы градостроительного освоения территории острова. Это особенно важно после передачи Китайской Народной Республике группы островов в районе слияния Амура и Уссури, включая более чем половину острова Большой Уссурийский.

В развитие предлагаемого Институтом урбанистики генплана Хабаровска нами предлагается поэтапное градостроительное развитие территорий левобережья Амура от с. Владимировка до пос. им. Тельмана, островов Кабельный и Большой Уссурийский (рис. 3). Первоочередное развитие может получить градостроительное освоение острова Кабельный вдоль побережья Амура, куда открылась возможность доступа автомобильным транспортом после перекрытия в 2005 г. проток Пемзенская и Бешеная. Выполненные работы по перекрытию проток позволили решить множество проблем - приостановка прогрессирующего развития протоки Пемзенская с интенсивным размывом берегов, что могло уже в ближайшей перспективе создавать прямую угрозу целостности транссибирской магистрали и совмещенному автомобильно-железнодорожному мосту через Амур.

Новые территории будут предназначены в первую очередь для малоэтажной (коттеджной) застройки с объектами инфраструктуры для удовлетворения потребности жителей города со средним и высоким уровнем дохода в отдельном жилье, размещения торгово-складских терминалов, высокотехнологических производств. Застройка будет происходить в экологически благоприятных условиях, что будет делать территорию еще более привлекательным. Для строительного освоения территория острова Кабельный будет обвалована со стороны Амура. Данное предложение уже частично реализовано в настоящее время в соответствии с проектом Ленгипроречтранса (г.Санкт-Петербург) по защите левого берега Амура от размыва - в 2006 г. после полного перекрыты проток Пемзенская и Бешеная продолжается создание берегоукреплений вдоль левого берега Амура.

Северо-Восточная часть острова Большой Уссурийский будет дополнительно обвалована и поверхность острова будет наращена за счет намыва песчаного грунта вровень с поверхностью существующего более 30 лет польдера. На новых территориях могут строиться жилые районы не только для населения с высоким уровнем дохода, но и для молодых семей. Размещение высокотехнологичного производства на этой территории позволит создавать рабочие места не только для жителей г. Хабаровска, но и восточных районов Еврейской автономной области.

Развитие города будет происходить постепенно, начиная с острова Кабельный, где возможно заложить деловой центр, оформить набережную, строить жилье и новое высокотехнологичное, чистое производство. Наличие дамб-дорог через протоки Пемзенская и Бешеная, берегоукреплений позволяет начинать строительное освоение территории уже в самое ближайшее время. Следующим этапом будет строительство обходной автомобильной и железной дорог через остров Большой Уссурийский и градостроительное освоение территории острова. Часть территории Большого Уссурийского острова - может быть предназначена для размещения объектов приграничной торговли с КНР - транспортных, торговых и складских терминалов и высокотехнологического производства. В дополнение к проекту Института урбанистики по организации транспортных потоков является перспективным создание международного судоходного канала "Шершиха" (рис. 3) - для осуществления транзитного судоходства из Амура в Уссури и обратно. Для приема и обработки грузов при этом также целесообразно создание международного торгового речного порта в районе канала "Шершиха".

Международное судоходство в настоящее время осуществляется Китаем из Амура в Уссури по внутренним российским водам через центр г. Хабаровска. Здесь курсируют как гражданские, так и военные суда, осуществляющие перевозку пассажиров и разнообразных грузов, в том числе небезопасных. С учетом того, что в непосредственной близости от судового хода расположен ковш центрального городского водозабора, обеспечивающего водой до 90% городского населения, существует риск прямого воздействия на него судов и загрязнения судовыми сточными водами, что создает реальную угрозу безопасности жизни и здоровья жителей Хабаровска.

Для исключения этого транзитного судоходства из Амура в Уссури (через Хабаровск) возможно создание международного судоходного канала "Шершиха" на наиболее узком месте острова Большой Уссурийский (рис. 3), что является вполне реальным и выгодным вариантом для России и Китая.

Несомненными плюсами создания судоходного канала являются:
- затраты на поддержание судового хода в судоходном канале длиной порядка 5 км и шириной до 100 м, намного меньшие чем на содержание судоходства в протоке Казакевичева или в Амуре на проблемном участке ниже истока протоки Пемзенская;
- сокращение длины международного судового хода из Амура в Уссури примерно на 55 км;
- перенос международного судового хода непосредственно к государственной границе и уменьшение площади территорий с особым статусом пограничной зоны;
- удобство эксплуатации канала "Шершиха" за счет того, что он будет полностью находиться на одной стороне - на российской территории;
- прекращение регулярного транзитного китайского судоходства через центр города Хабаровска.

Создание канала "Шершиха" компенсирует сокращение водности Амурской протоки в результате уменьшения расходов через протоку Казакевичева. Переброска части стока Амура в Амурскую протоку уменьшение размываемость берегов Амура на участке от истока канала "Шершиха" до устья Амурской протоки и уменьшает прямое динамическое воздействие потока Амура на правый берег в центральной части города. Строительства канала "Шершиха" имеет самостоятельное практическое значение и может быть начато независимо от других проектов.

В проекте Института урбанистики в качестве основного источника водоснабжения предусматривается Тунгусский водозабор, который предполагается разместить на левобережье Пемзенской протоки между с. Владимировка и пос. Приамурский. Размещение водозабора здесь нецелесообразно, т.к. территория является перспективной для градостроительного освоения. Кроме того, Тунгусский водозабор в случае размещения его на данной территории не сможет обеспечить требуемое количество и качество воды [1]. Последнее связано, прежде всего с тем, что в результате перекрытия протоки Пемзенская кардинально поменялся гидрологический и гидрохимический режим самой протоки и условия функционирования будущего Тунгусского водозабора, который предполагается разместить именно здесь - на левобережье протоки Пемзенская. Оба проекта - проект водозабора и проект перекрытия проток - разработаны и утверждены практически одновременно, но взаимное их влияние друг на друга не было при этом изучено.

Выполненные нами исследования показывают, что при изменившихся условиях после перекрытия протоки Пемзенская Тунгусский водозабор не сможет обеспечивать необходимое количество и качество подземных вод:
- сократится расчетный приток к водозабору привлекаемых речных вод и будет преобладать доля глубинных подземных вод Средне-Амурской впадины, которые здесь повсеместно разгружаются в днище речной долины;
- подземные воды на участке предполагаемого строительства водозабора уже сегодня содержать тяжелые металлы, газы в количествах, превышающих предельно допустимые;
- предполагаемый способ обезжелезивания в пласте приведет к кольматации водоносного горизонта, концентрированию токсичных элементов (кадмия, мышьяка, хрома, бария и др.) за счет соосаждения с железом и марганцем.

В связи с отсутствием перспектив Тунгусского водозабора нами для питьевого водоснабжения г. Хабаровска (с учетом долгосрочных планов его развития) нами предлагаются следующие источники:
- водозабор на р.Хор с производительностью до 500 тыс. м3/сут;
- водозабор на р.Тунгуска с производительностью до 200 тыс. м3/сут;
- водозаборы, аналогичные действующему водозабору "Северный".

Наиболее привлекательным вариантом водоснабжения правобережного Хабаровска является создание инфильтрационного водозабора в русле р. Хор в районе с. Святогорье - водозабора Святогорский (рис. 4). В составе системы водоснабжения на базе водозабора Святогорского водозабора предлагается создание крупного буферного водохранилища на восточном склоне Малого Хехцира в долине р. Елька - притоке р. Сита (15 км восточнее Хабаровска). Рельеф долины р. Елька позволяет создать водохранилище большой емкости, что обеспечит бесперебойное водоснабжение города Хабаровска независимо от природных и техногенных факторов.

Река Хор - один из наиболее полноводных притоков р. Уссури - берет начало в отрогах хребта Сихотэ-Алинь, пересекает западную часть горной системы Сихотэ-Алинь и выходит в пределы Средне-Амурской впадины, где впадает в р. Уссури на 65 км от ее устья. Площадь бассейна реки до устья - 24700 км2, а в створе с. Святогорье ~ 24000 км2. Минимальный зимний расход воды р. Хор за 30-дневный период с обеспеченностью 97% составляет 15.2 м3/сек. Качество воды в р. Хор соответствует требованиям СанПиН практически по всем компонентам и не требует специальной водоподготовки. Водозабор "Святогорский" позволит обеспечить перспективные потребности Хабаровска в питьевой воде за счет использования крупного буферного водохранилища, которое заполняется из р. Хор в любой подходящий период. Это позволяет также избежать рыбохозяйственных ограничений на отбор воды из р. Хор в маловодные периоды.

Важнейшим преимуществом водозабора "Святогорский" является то, что бассейн р. Хор является изолированной, безусловно чистой территорией, практически не затронутой хозяйственной деятельностью, за исключением лесозаготовок. Часть бассейна занята заповедными территориями (р. Матай), причем планировалось также и создание нового заповедника (р. Сукпай). Водохранилище на р. Елька будет находиться в пределах государственного заказника "Малый Хехцир" и требуемые санитарные требования здесь безусловно будут обеспечены. Создание водохранилища на р. Елька станет благоприятным экологическим фактором как для местной фауны, так и для р. Малая Сита, куда впадает р. Елька.

Проект водоснабжения Хабаровска за счет Святогорского водозабора является экономически более выгодным предприятием, чем вариант Тунгусского месторождения с технологией очистки от железа и марганца внутри пласта или в наземных установках.

Для Святогорского водозабора наиболее существенные, но разовые затраты будут связаны с созданием магистральных водоводов и буферного водохранилища. С учетом того, что при использовании современных труб водоводы могут гарантированно служить более 70 лет, затраты на создание Святогорского водозабора в расчете на 1 м3 воды будут намного меньше, чем на создание Тунгусского водозабора.

Водозабор Святогорский на р. Хор

Рис. 4. Вариант водоснабжения г. Хабаровска за счет водозабора "Святогорский" на р.Хор.

1 - инфильтрационный водозабор; 2 - магистральный водовод длиной 49 км от р. Хор до водохранилища на р. Елька; 3 - водохранилище "Елька"; 4 - насосная станция второго подъема; 5 - магистральный водовод длиной 16 км.

Основные эксплуатационные затраты для Святогорского водозабора будут связаны только с потреблением электроэнергии насосными станциями. Важно с экологической точки зрения то, что для Святогорского водозабора не потребуются затраты на реагенты и при водоподготовке не будут образовываться токсичные осадки.

Другим источником водоснабжения правобережного Хабаровска является месторождение подземных вод "Островное", расположенное в русле Амура вблизи правого берега (рис. 5). Действующий здесь водозабор инфильтрационного типа "Северный" из разведанных запасов в 260 тыс. м3/сут в настоящее времени забирает лишь 5%. Подземные воды эксплуатируемого горизонта в естественных условиях характеризуются повышенным содержанием железа и марганца. Опыт эксплуатации водозабора показал, что здесь сформировалась зона безжелезистых подземных вод за счет преобладания в балансе водозабора привлекаемых речных вод.

Качество подземных вод на эксплуатируемом участке месторождения "Островное" соответствует санитарным нормам практически по всем показателям, несмотря на то, что территория месторождения и прилегающая акватория Амура находятся в зоне техногенной городской нагрузки. На участке водозабора не происходит накопления загрязнений, т.к. придонный слой постоянно обновляется в результате интенсивного воздействия русловых процессов. Это создает также благоприятные условия для взаимодействия водоносного горизонта с поверхностными водами - в результате постоянной замены придонного слоя не происходит его кольматация, что характерно для более спокойных гидравлических условий. В таких условиях производительность водозабора будет определяться только способом его технического исполнения, и имеется возможность постоянно обеспечивать требуемый водоотбор. Запасы месторождения "Островное" оценивались в 80-е годы применительно к схеме лучевого водозабора, что в современных условиях является вполне доступным для технического исполнения.

Николаевский водозабор

Рис. 5. Водозабор в долине р. Тунгуска в районе п. Николаевка.

1 - инфильтрационный водозабор; 2 - магистральный водовод; 3 - буферное водохранилище емкостью до 4 млн. м3; 4 - насосная станция второго подъема для подачи воды из водохранилища в город; 5 - водозабор "Северный" на месторождении "Островное".

В качестве источника водоснабжения левобережных территорий Хабаровска предлагается источник питьевой воды - "Николаевский водозабор" - инфильтрационный водозабор в русле р. Тунгуска в районе с. Николаевка (рис. 5), расположенный вне зоны досягаемости амурской воды. Способ забора воды - подрусловая галерея или лучевой водозабор. В составе комплекса сооружений предлагается создание буферного водохранилища значительной емкости на пойме р. Тунгуска, позволяющего сглаживать внутрисуточную неравномерность городского водопотребления и внутрисезонную неравномерность речного стока.

Река Тунгуска является левобережным притоком р. Амур. Площадь водосбора реки 30200 км2. Ширина основного русла реки изменяется от 250 до 350 м, глубина от 1.5-2.0 м на перекатах до 4.0-5.0 м на плесах. Минимальный зимний расход воды р. Тунгуска за 30-дневный период с обеспеченностью 97% составляет 20.0 м3/сек, что во много раз превышает современные потребности Хабаровска в питьевой воде. Качество воды в р. Тунгуска соответствует требованиям СанПиН практически по всем компонентам и в отличие от амурской воды не требует больших затрат на водоподготовку.

Использование буферного водохранилища значительного объема, которое будет заполняется из р. Тунгуска в любой подходящий период, позволяет избежать рыбохозяйственных ограничений в маловодные периоды на р. Тунгуска. Водоснабжение застраиваемых территорий островов Кабельный и Большой Уссурийский можно осуществлять из инфильтрационных водозаборов, размещаемых непосредственно вдоль Амура аналогично действующему водозабору "Северный".

Заключение

1) Предложенный Институтом урбанистики в составе проекта по корректировке генплана г. Хабаровска вариант строительства западной обходной совмещенной автомобильной и железной магистрали через Большой Уссурийский остров открывает блестящие перспективы для градостроительного развития острова Большой Уссурийский. Территория на слиянии Амура и Уссури может стать зоной интенсивного экономического развития, международного сотрудничества и имеет шансы превратиться в Золотой Треугольник.

2) Градостроительное освоение левобережных территорий г. Хабаровска (острова Кабельный) и восточных территорий Еврейской автономной области позволит быстро оправдать инвестиции, вложенные в строительство дамб-дорог через протоки Пемзенская и Бешеная и укрепление левого берега Амура на этом участке.

3) Новые территории являются наиболее перспективными для размещения малоэтажной (коттеджной) застройки с объектами инфраструктуры для удовлетворения потребности жителей города со средним и высоким уровнем дохода в отдельном жилье, размещения торгово-складских терминалов, высокотехнологических производств.

4) В дополнение к предложенной Институтом урбанистики транспортной схемы Хабаровска является целесообразным строительство международного судоходного канала "Шершиха" через Большой Уссурийский остров и речного порта у канала, которые позволят решить проблему массового транзитного китайского судоходства, осуществляемого сегодня через центр г. Хабаровска.

5) Экономически привлекательным вариантом для левобережья Пемзенской протоки от с. Владимировка до пос. Приамурский является размещение здесь новых жилых районов, что открывает перспективы развития для восточных территорий Еврейской автономной области. Размещение же здесь Тунгусского водозабора подземных вод полностью исключает территорию Еврейской автономной области площадью более 50 км2 из хозяйственного оборота.

6) Существующий вариант Тунгусского водозабора не может давать запланированное количество и качество воды в связи с изменившимися после перекрытия протоки Пемзенская гидрологическими и гидрохимическими условиями. Для водоснабжения г. Хабаровска с учетом долгосрочных перспектив его развития предлагаются новые источники питьевого водоснабжения - водозаборы на рр.Хор и Тунгуска, подрусловые водозаборы вдоль Амура.

Литература
1. Николаев А.П. Альтернативные варианты водоснабжения г. Хабаровска. Известия высших учебных заведений. Геология и разведка. 2006, №3. С. 39-44.
2. Николаев А.П. Об учете особенностей режима Амура при оценке эксплуатационных запасов прибрежных и островных месторождений подземных вод. Сборник докладов 7-го Международного конгресса. Вода: экология и технология. ЭКВАТЭК-2006. Часть 1. С. 212-213.