Оценка/переоценка запасов подземных вод по всей России. Государственная геологическая экспертиза запасов в ГКЗ (ТКЗ) или в местных органах власти.
Оценка запасов подземных вод (ОЗПВ) - это основная услуга компании "Геодин". Выполним полевые работы и подготовим отчет по ОЗПВ в срок от 20 рабочих дней для участка водозабора вашего предприятия, коттеджного поселка, СНТ, состоящего из 1 и более артезианских скважин.
Готовые коммерческие предложения для Московской области:
• Водоотбор 101-500 м3/сут [PDF файл]
• Водоотбор 1-100 м3/сут [PDF файл]
Мы готовы работать на объектах любой сложности (любое количество скважин, любой объем водопотребления в сутки) по всей России! Например, мы успешно завершили работы по объекту с 52 скважинами и водоотбором 48000 кубометров/сутки в Люберецком районе Московской области.
В нашем портфолио более
200 прошедших экспертизу отчетов по ОЗПВ в
14 субъектах РФ.
Работы по ОЗПВ выполняются в соответствии с "Требованиями к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод", утвержденными Приказом Минприроды России от 31.12.2010 г. № 569.
Отчет проходит госгеолэкспертизу в Территориальной комиссии по запасам (ТКЗ) или Государственной комиссии по запасам (ГКЗ) Министерства природных ресурсов и экологии (МПРЭ) РФ, а для водоотбора менее 500 кубометров - в комиссии местного органа власти (например, для водозаборов Московской области экспертиза отчета проходит в комиссии
Министерства экологии и природопользования Московской области).
Работы по ОЗПВ проводятся по результатам поисково-разведочных работ, а также на участках недр с неутвержденными запасами, где производится добыча подземных вод.
Переоценка запасов производится на эксплуатируемых месторождениях с утвержденными запасами в связи с истечением расчетного срока эксплуатации, либо изменением водохозяйственной и экологической обстановки.
В связи с вступлением в силу Приказа Минприроды России № 547 от 09.12.2014 г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации», зарегистрированного Министерством юстиции Российской федерации 27.02.2015 г., работы по ОЗПВ невозможно зарегистрировать в государственном реестре работ по геологическому изучению недр (и, как следствие, пройти государственную геологическую экспертизу запасов подземных вод) без предварительной
разработки проекта геологического изучения недр (
проекта на проведение работ по оценке запасов подземных вод) и экспертизы этого проекта в ФБУ «Росгеолэкспертиза». Проект геологического изучения недр специалисты также называют
проектом геологоразведочных работ. Начиная со 2 квартала 2015 года по Центральному федеральному округу теперь стала обязательна данная работа! Хотя в регионах России согласующие органы проект требовали и раньше.
Стоимость оценки запасов подземных вод рассчитывается с учетом параметров водозабора, прямо влияющих на сложность работ (полевых или камеральных), а также на сложность согласования готового отчета. При расчете стоимости ОЗПВ учитывается: количество скважин, среднесуточный водоотбор, расстояние между скважинами, количество эксплуатируемых водоносных горизонтов, район работ. Есть напряженные по запасам районы, где запасы подземных вод уже или значительно истощены, и, соответственно, утверждать запасы в государственной комиссии по запасам (ГКЗ, ТКЗ) сложнее, а также требуются дополнительные расчеты и обоснования для утверждения запасов по таким водозаборам.
Кроме этого, заказчик оплачивает государственную пошлину за экспертизу отчета и предоставляет следующую основную исходную документацию:
1. Паспорта скважин.
2. Генеральный/ситуационный план объекта.
3. Баланс водопотребления и водоотведения.
4. Протоколы полного лабораторного анализа проб воды из скважин и после системы водоподготовки (при наличии таковой) за весь период эксплуатации, а также свежие протоколы сроком давности не более 3-6 месяцев.
5. В случае добычи воды для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения или производства пищевой продукции: действующее положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора или экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии...» о соответствии зон санитарной охраны водозабора СанПиН 2.1.4.1110-02 и качества подземных вод СанПиН 2.1.4.1074-01.
6. Действующая лицензия на пользование недрами.
Если заключение Роспотребнадзора (или ФБУЗ) отсутствует (или оно выдано более 5 лет назад), компания "Геодин" готова его получить, при необходимости разработав проект зон санитарной охраны водозаборной скважины. Также, если срок действия лицензии на недропользование скоро или уже закончился, мы готовы за дополнительную разумную плату её продлить или получить новую лицензию.
Срок выполнения ОЗПВ по простому объекту (полевые опытно-фильтрационные работы в скважинах; эколого-гидрогеологическое обследование трёх поясов зоны санитарной охраны водозабора; камеральная обработка полевых работ, расчеты и прогноз изменений уровней воды на следующие 25 лет эксплуатации; составление отчета) -
от 1 до 3 месяцев (в Московской области и Москве - 1-2 месяца, во всех остальных областях ЦФО - 2-3 месяца).
Срок государственной геологической экспертизы отчета по ОЗПВ по простому объекту (с момента подачи отчета на экспертизу до получения на руки готового протокола с утвержденными запасами) -
от 2 месяцев в случае минимальной загрузки комиссии работой. В настоящее время фактические сроки достигают 3-4 месяца.
Примечание. Сроки не включают период разработки и экспертизы проекта геологического изучения недр (ещё плюс 2-3 месяца к общим срокам).
Порядок оплаты для такого объекта: аванс 0-30% от общей стоимости + две оплаты (после завершения подготовки отчета по ОЗПВ и после прохождения экспертизы отчета).
Также можете отправить на
info@geodin.ru реквизиты вашей организации и скан (объемом до 10 МБ) лицензии на пользование недрами (со всеми страницами условий пользования недрами) для составления договора и технического задания на выполнение работ.
Квалификация компании "Геодин"
для выполнения работ по водозаборам подземных вод
|
Опыт подготовки и защиты отчетов по оценке запасов подземных вод в Государственной и Территориальной комиссиях по запасам (ГКЗ, ТКЗ) или в местных органах власти |
Защищено отчетов по оценке запасов – более 200 |
Опыт разработки и согласования проектов зон санитарной охраны водозаборов в Роспотребнадзоре и ФБУЗ, а также оформления заключений на использование водного объекта |
Получено санитарно-эпидемиологических заключений – более 320 |
Опыт сопровождения оформления лицензий на право пользования недрами |
Получено/продлено лицензий – более 190 |
Наличие опытных специалистов с высшим гидрогеологическим образованием, способных выполнить анализ геолого-гидрогеологических условий, провести опытно-фильтрационные работы и выполнить интерпретацию результатов |
Выпускники кафедр гидрогеологии ведущих вузов РФ – МГУ им. М.В. Ломоносова, РГГРУ им. С. Орджоникидзе,
РГУНГ им. И.М. Губкина.
|
Наличие лицензионных программных средств для специализированной обработки гидрогеологической и экологической информации |
- GeODin 8
- ArcGIS/ArcView
- VisualModflow
- Surfer
- Teis
- ANSDIMAT
|
Наличие необходимого полевого оборудования для проведения опытно-фильтрационных работ |
Скважинные уровнемеры, резистивиметры, термометры, каротажное оборудование для геофизического исследования скважин (ГИС) |
Наличие допуска саморегулируемой организации (СРО) к инженерным изысканиям |
СРО Ассоциация "Инженерные изыскания в строительстве" |
Наличие допуска саморегулируемой организации (СРО) к проектным работам |
СРО Ассоциация ЭАЦП "Проектный портал" |
Членство в профессиональных общественных организациях |
Сотрудники являются членами «Российского союза гидрогеологов» (Росгидрогео) |
|
Смежные услуги:
Информационная справка
В настоящее время на территории России для добычи подземных вод с целью хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения широко используются как крупные групповые водозаборы, являющиеся источником централизованного водоснабжения, так и малые автономные групповые водозаборы, состоящие, как правило из нескольких скважин, и одиночные водозаборные скважины, на базе которых основаны как централизованное, так и нецентрализованное водоснабжение городского и сельского населения.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" недра предоставляются в пользование, в том числе - для добычи подземных вод, специальным разрешением в виде лицензий. Исключением из этого правила является добыча подземных вод из первого от поверхности земли водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения собственных нужд землевладельца, которому принадлежат этот участок.
С учетом этого положения в подавляющем большинстве случаев предоставление недр в пользование для добычи подземных вод, в том числе и на эксплуатируемых участках, возможно только на основании оформления соответствующей лицензии.
При этом следует учитывать, что количество участков недр, предоставляемых в пользование для добычи подземных вод или эксплуатируемых без оформления соответствующих лицензий на пользование недрами одиночными скважинами и малыми групповыми водозаборами, многократно превышает количество участков недр, эксплуатируемых крупными водозаборами или разведанных для этих целей. При этом суммарный водоотбор крупными групповыми водозаборами в отдельных субъектах Российской Федерации существенно превышает отбор одиночными скважинами и малыми водозаборами или они соизмеримы.
Так, например, на территории Московской области, относящейся к наиболее интенсивно эксплуатируемым в Российской Федерации, около 90% всех лицензий, регламентирующих изучение и использование подземных вод, выданы на участки недр для добычи подземных вод одиночными эксплуатационными скважинами и малыми групповыми водозаборами. В то же время суммарный разрешенный водоотбор на этих участках не превышает 10-15% от общего с учетом групповых водозаборов.
Если даже учесть не менее многочисленные участки недр, эксплуатируемые одиночными и небольшими групповыми водозаборами без лицензии, то приведенное соотношение изменится крайне незначительно ввиду весьма ограниченного водоотбора на этих водозаборах. Это подтверждается данными по многим субъектам РФ. Так по Московской области при суммарном водоотборе более 3 млн. м3/сут доля участков недр с разрешенным водоотбором до 100 м3/сут составляет 43 % от их общего количества, до 500 м3/сут - 66%, до 1000 м3/сут - 77%. Аналогичные цифры можно привести по территориям других субъектов Федерации как с резко нарушенным режимом подземных вод и образованием обширных сложнопостроенных воронок депрессии, так и с незначительными локальными воронками депрессии и не выраженными или слабовыраженными нарушениями естественного режима подземных вод под влиянием их эксплуатации одиночными скважинами и малыми групповыми водозаборами.
В соответствии с Законом РФ "О недрах" и другими законодательными и нормативными актами, регламентирующими добычу подземных вод и геологическое изучение недр, по всем участкам, предоставленным в пользование для этих целей должна быть проведена оценка эксплуатационных запасов подземных вод и государственная экспертиза ее результатов. При этом исключений, связанных с незначительными величинами водоотбора или другими факторами, в законодательстве не предусмотрено. Поэтому возникает необходимость проведения оценки запасов подземных вод и государственной экспертизы ее результатов не только на участках крупных групповых водозаборов, но и на участках недр, эксплуатируемых одиночными скважинами и небольшими групповыми водозаборами из нескольких скважин (обычно из 2-3, в отдельных случаях - до 4-5) с ограниченным водоотбором, как правило, не приводящим к заметному нарушению гидродинамического и гидрохимического режима подземных вод.
В настоящее время в России, как ранее и в бывшем Советском Союзе, государственная экспертиза результатов геологического изучения недр и оценки ресурсов подземных вод осуществляется путем утверждения запасов Государственной Комиссией по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ) или соответствующими территориальными Комиссиями при Комитетах природных ресурсов по отдельным субъектам Федерации (КПР) и Департаментах природных ресурсов (ДПР) МПР РФ. Причем одиночные и малые групповые водозаборы отнесены к компетенции ТКЗ.
В бывшем Советском Союзе основной целью утверждения ресурсов в ГКЗ или ТКЗ была государственная экспертиза результатов изучения недр во избежание неоправданных затрат на проектирование и строительство водозаборных сооружений. Экспертизе подлежали объекты со стоимостью освоения более 500 тыс.руб. в ценах того периода. Естественно, что участки размещения одиночных и малых групповых водозаборов с незначительной величиной водоотбора в подавляющем большинстве случаев такую экспертизу не проходили и эксплуатационные запасы по ним не оценивались и не утверждались.
Освоение таких участков осуществлялось путем выдачи разрешений на бурение эксплуатационных скважин (на основании гидрогеологических заключений) и разрешений на специальное водопользование. Результаты эксплуатации находили отражение в отчетности водопользователей по форме 2ТП-Водхоз, порядок которой сохранился до настоящего времени.
В связи с этим, несмотря на требования законодательства о предоставлении участков недр в пользование для добычи подземных вод только при наличии государственной экспертизы их объемов, несмотря на то, что проведение оценки эксплуатационных запасов и их последующая государственная экспертиза предусмотрены в лицензионных соглашениях в уже выданных лицензиях, эксплуатационные ресурсы по подавляющему большинству одиночных эксплуатируемых водозаборов не оценены и не утверждены до настоящего времени. Не оценены и не утверждены также эксплуатационные запасы подземных вод по целому ряду крупных централизованных водозаборов, расположенных, как правило, в пределах городов и других населенных пунктах и взаимодействующих с одиночными и малыми групповыми.
Как отмечено выше, количество одиночных и малых групповых водозаборов в десятки и сотни раз превышает количество крупных групповых водозаборов. Поэтому несмотря на несоизмеримость величины водоотбора по этим группам водозаборов, а также несмотря на то, что в отдельных субъектах Российской Федерации водоотбор крупными централизованными водозаборами на участках с утвержденными объемами значительно превышает отбор подземных вод одиночными скважинами и малыми групповыми водозаборами, суммарная величина добычи подземных вод на участках с неоцененными и не прошедшими государственную экспертизу запасами в целом по РФ составляет около 50% от всего водоотбора, а по отдельным субъектам Федерации колеблется от 30 до 90% и более.
В связи с изложенным возникает крайне серьезная и масштабная задача ОЗПВ по многочисленным участкам недр, эксплуатируемым одиночными скважинами и малыми групповыми водозаборами, количество которых по отдельным субъектам Федерации достигает нескольких тысяч. Между тем требования к изученности, подсчету запасов, составу отчетных материалов, а также механизм государственной экспертизы запасов по крупным и малым водозаборам не дифференцированы. При одинаковом подходе к расчету, экспертизе запасов и составлению геологических отчетов по крупным групповым и одиночным (и малым групповым) водозаборам решение задачи оценки и государственной экспертизы ресурсов последних в массовом порядке практическим не выполнимо.
В связи с этим разработаны рекомендации по упрощенному подходу к решению задачи ОЗПВ по участкам недр, эксплуатируемым или предназначенным для эксплуатации одиночными скважинами или малыми групповыми водозаборами и проведения государственной геологической экспертизы результатов выполненной оценки запасов.
Поскольку многие одиночные и малые групповые водозаборы расположены в пределах городской и сельской застройки, на территориях промпредприятий и т.п., то на многих из них невозможно организовать зону санитарной охраны (ЗСО) не только 2-го и 3-го, но даже 1-го пояса, что может потребовать перевода назначения извлекаемых этими водозаборами подземных вод при ОЗПВ и государственной экспертизе из хозяйственно-питьевого в техническое.
Проблемы, связанные с установлением ЗСО, выявляемые в процессе геологического изучения и освоения участков недр, предназначенных для добычи подземных вод, также требует учета при разработке порядка оценки объемов и их государственной экспертизы.
Серьезной проблемой охраны подземных вод является опасность возможности их загрязнения через затрубное пространство, нарушения технического состояния обсадных колонн водозаборных и наблюдательных скважин, а также через дефектные и некачественно ликвидированные аварийные и заброшенные скважины. При этом могут быть загрязнены продуктивные водоносные горизонты, эксплуатируемые крупными групповыми и многочисленными одиночными водозаборами. Эта проблема требует учета всех одиночных как существующих, так и выведенных из эксплуатации скважин (особенно при их перебурке без соответствующих разрешений), и ее решению безусловно будет способствовать оценка запасов подземных вод по одиночным водозаборам и их государственная экспертиза в соответствии с требованиями законодательства о недрах и условиями лицензий на пользование недрами для геологического изучения и добычи подземных вод.
Методика геологического изучения и разведки участка недр с целью подсчета запасов подземных вод
Целевым назначением работ является оценка запасов пресных подземных вод действующего водозабора. Основными задачами работ являются:
- анализ ретроспективной информации по геологическому строению и гидрогеологическим условиям области формирования запасов ПВ оцениваемого водозабора, качеству подземных вод, истории эксплуатации водозабора;
- уточнение конструкции и определение технического состояния водозаборных скважин;
- уточнение геолого-литологического разреза по скважинам;
- определение современного положения уровня и геофильтрационных параметров эксплуатируемого водоносного комплекса (горизонта);
- определение качества подземных вод эксплуатируемого водоносного комплекса (горизонта);
- расчет работы оцениваемого водозабора в прогнозных условиях с учетом взаимовлияния со всеми водозаборами региона;
- подсчет и категоризация запасов подземных вод;
- разработка рекомендаций по дальнейшей эксплуатации водозабора.
Для решения поставленных задач выполняется комплекс полевых и камеральных геологоразведочных работ, в который обязательно входит:
- сбор и обобщение фондовых, архивных материалов и данных;
- полевое обследование скважин оцениваемого водозабора;
- опытно-фильтрационные работы;
- анализ опыта эксплуатации водозабора;
- гидродинамические расчеты с учетом результатов выполненной оценки запасов по району работ;
- составление отчета с графическими и текстовыми приложениями (геолого-гидрогеологические карты, разрезы, рисунки, графики и таблицы);
- представление отчета по подсчету запасов подземных вод на Государственную геологическую экспертизу.
Рекомендации по эксплуатации подземных вод
По результатам обследований водозаборных участков, гидрогеологических исследований и оценки запасов подземных вод можно дать следующие рекомендации эксплуатирующей организации по содержанию водозаборных сооружений в порядке, исключающем загрязнение и истощение подземных вод, и по оборудованию зон санитарной охраны ВЗУ:
Все зоны строгой санитарной охраны водозаборных узлов оборудовать и содержать в соответствии с требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения": исключить доступ посторонних лиц на территорию ВНС, очистить территории ЗСО 1 пояса от посторонних предметов, содержать павильоны над скважинами в удовлетворительном санитарном состоянии. Оснастить системы водоподготовки современным оборудованием для доведения качества питьевой воды по всем нормируемым показателям.
Включить дополнительно в Производственную программу контроля за качеством добываемой подземной воды непосредственно из скважин и после водоподготовки в список обязательных контролируемых компонентов те, по которым имеются превышения предельно допустимых концентраций (часто на водозаборах в Московском регионе): мутность, железо, фториды, бор, литий, стронций. альфа- и бетта-радиоактивность.
Режимные наблюдения за состоянием подземных вод должны осуществляться недропользователем и проводиться по следующим направлениям:
учет отбора воды; наблюдения за уровнями воды; наблюдения за химическим, бактериологическим и радиологическим составом воды.
Учет отбора воды. Отбор воды следует производить в объеме, не превышающем количество утвержденных запасов подземных вод по участкам водозаборов.
Учет извлекаемых подземных вод производить с использованием расходомеров (счетчиков воды) и регистрацией в журнале водоотбора. В случае выхода из строя расходомеров учет водоотбора должен осуществляться путем регистрации в специальном журнале времени работы скважин, потребления электроэнергии, типа насосного оборудования и его фактической производительности
Наблюдения за уровнями. Оборудовать эксплуатационные скважины пьезометрами (пластиковыми трубками – ПНД) для беспрепятственного спуска уровнемеров для замеров уровней подземных вод. Замеры положения статического уровня воды должны производиться по всем скважинам, как действующим, там и резервным. Замеры следует проводить не реже 1 раза в месяц и не ранее чем через 2 часа после остановки работы насоса, при замене насосов – обязательно.
Наблюдения за качеством подземных вод. Регулярно отбирать и доставлять пробы воды на химический, бактериологический, радиологический анализ в ТОУ Роспотребнадзора или иную лабораторию, имеющую право ведения подобных работ. Количество, периодичность отбора проб воды и объем определяемых компонентов должен соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода...»: микробиологические, обобщенные и органолептические показатели – 4 раза (по сезонам года), радиологические, неорганические и органические показатели – 1 раз в год. Анализы следует проводить в существующем режиме по согласованной ТОУ Роспотребнадзора "Производственной программе контроля качества воды и доведению их до питьевых нормативов" с учетом дополнительного списка определений.
Отчет о суммарном среднемесячном водоотборе, положениях уровней подземных вод и протоколы химических и бактериологических анализов воды следует ежеквартально направлять в Территориальный орган мониторинга подземных вод. К отчету при необходимости следует прикладывать сведения о проведении ремонтных и диагностических работ на водозаборных скважинах, геофизических исследованиях, тампонаже скважин и пр.